Как распознать у ребенка способности к разным видам деятельности и как развивать их при помощи простых игр?
Как выявить сильные стороны ребенка
Ребенок гармонично развивается во многих сферах приблизительно до трех лет, и только к пяти годам можно заметить, что у него появились выраженные склонности к какому-то определенному делу. Если родители считают, что таковых нет, значит, у ребенка просто не было возможности проявить себя.
Грубо говоря, пока вы не отведете малыша в бассейн, вы не узнаете, нравится ли ему плавать.
Поэтому задача родителей на этом этапе — предоставить дошкольнику возможность попробовать себя в разных видах деятельности. А дальше — наблюдать, прислушиваться, интересоваться, нравятся ли ему занятия.
Если вы заметили, что у него возникло желание что-то повторить, приложить больше усилий, чтобы добиться лучшего результата, можно вас поздравить. В этот момент ребенок нашел дело, к которому у него есть способности.
Важно помнить, что способности ребенка развиваются только в той области, в которой он занимается с удовольствием и по собственному желанию.
Так что стоит поумерить родительские амбиции и постараться принять то, к чему у малыша лежит душа, даже в том случае, если вы не разделяете его увлечения.
Если вы чувствуете, что у вашего ребенка есть склонности к рисованию, музыке или театру, предлагаем вам несколько игр, которые помогут развить эти способности и углубить интерес к изучаемому предмету.
Игры на развитие художественных способностей
Для начала приобретите альбомы разных форматов, бумагу в рулонах (можно повесить на стены), бумагу разной плотности (тонкую писчую, картон, кальку) — пусть учится чувствовать и пространство, и материалы. Предложите малышу порисовать пастелью, сангиной, акварелью, гуашью (только не всем и сразу). Позвольте ребенку порисовать на одноразовых скатертях, коробках, обоях (специально купленных для этой цели), использовать специальные краски для рисования в ванной.
Игры
- «Великан по имени…» — для этой игры вам понадобится кусок картона размером с ребенка. Малыш ложится на картон, вы обводите его контур, вырезаете получившийся силуэт, а дальше можно попросить ребенка раскрасить человека так, как он видит себя. Или нарисовать человеку лицо и вместе с ребенком проиграть на нем разные эмоции: «Что будет, если мы опустим уголки губ вниз? А если поднимем их вверх? Какое это настроение?»
- Кляксография — ребенок с помощью трубочки раздувает по влажной бумаге краску.
- Отпечатки разными предметами на бумаге. Подойдут любые предметы и природные материалы (шишки, самодельные штампы из клубней картофеля, листья, камни и др.).
- Оттиск листьев. Чтобы получить оттиск, нужно подложить под лист белой бумаги лист дерева прожилками вверх. Далее с помощью восковых мелков сделать контур листа.
- Монотипия — ребенок делает рисунок на листе, а затем отпечатывает его на другом листе и уже работает с этим изображением (например, дорисовывает ему смешные рожицы).
- Набрызг — техника, для которой пригодятся краски, зубная щетка и лист.
- Аппликации и коллажи — ребятам очень нравится обрывать бумагу и делать из нее самые невероятные картины.
- Граттаж — рисунок путем процарапывания острым инструментом на листе, залитым тушью (воском).
Игры для развития музыкальных способностей
- Используйте в качестве музыкальных инструментов кастрюли, ковшики и другую кухонную утварь, по которой можно постучать.
Обращайте внимание ребенка на разные звуки, которые исходят от этих предметов.
- Угадай, что за крупа. Для этой игры понадобятся несколько пустых бутылочек или яиц из-под киндер-сюрприза. Насыпьте в них одинаковое количество крупы и дайте ребенку на слух определить, где какая крупа находится.
- Вместе придумывайте окончание для любимых песен, а затем исполняйте их под музыку.
- Отбивайте ладонями разные ритмы: сначала мама, затем повторяет ребенок.
- Игра «Зоодискотека». Включаете песенку и просите ребенка станцевать, как медведь, заяц, лиса и так далее.
Игры для развития артистических способностей
- Игра «Спонтанный танец существа» похожа на игру «Зоодискотека». Разница в том, что здесь вы предлагаете ребенку перевоплотиться не только в одушевленные, но и в неодушевленные предметы. Например, станцевать танец стола или огурца.
- Игры-драматизации. Разыгрываете всей семьей по ролям сказку, делая декорации и костюмы. Также есть вариант разыграть спектакль в самодельном теневом театре.
- Разыгрывайте сценки с помощью перчаточных кукол. Если кукол нет, вместо них используйте ваши ладони. Нарисуйте на подушечках пальцев разные рожицы и играйте по ролям.
- Игра «Дедушка Мазай». Ведущий изображает дедушку Мазая, дети исполняют роли зайцев. Ведущий уходит подальше от детей, в это время те сговариваются о каком-то движении, которое они будут демонстрировать дедушке. Потом ребята все вместе подходят к нему и говорят: «Здравствуйте, дедушка Мазай». Дедушка здоровается с ними, а затем спрашивает: «Где вы были, что делали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем!» И изображают задуманное с помощью движений и мимики.
Дедушка Мазай должен отгадать, что они показывают.
Как только он это сделает, зайцы разбегаются в разные стороны, а ведущий ловит их. Пойманные «зайцы» отправляются в «дом» к дедушке.